Название в России: Act of War: Шок и трепет
Разработчик: Eugen Systems
Издатель: Atari
Локализатор в России: МиСТ ленд - ЮГ
Издатель в России: GFI / Руссобит-М
Модель распространения: розничная продажа
Статус: в официальной продаже с 15 марта 2005 года
Российский статус: в официальной продаже с 23 декабря 2005 года
ISO статус: релиз состоялся 16 марта 2005 года
Официальный сайт: Открыть
Жанры: Strategy (Real-time) / 3D
Похожие игры: Command & Conquer: Generals, Command & Conquer: Generals - Zero Hour
Multiplayer: (8) LAN, Internet

Act of War - одна из немногих RTS, которые выдерживают пристальный осмотр вблизи. Графика - вот истинные честь, достоинство и совесть этой игры. Придвиньте камеру к земле, и вы увидите покосившийся забор вокруг здания сельсовета, цветы близ прудика с симпатичной водой, чьи-то джинсы на бельевой веревке, развевающийся российский флаг и гранитную плиту с суровым напоминанием: "В.И. Ленин - создатель и организатор Красной Армии". Все объекты щеголяют самозатенением - от громадной опоры ЛЭП до красных таксофонных будок в британской столице и полигональных ставен на окнах вологодской деревянной избы. Загляните в галерею, и вы поймете, что именно благодаря им мир Act of War выглядит столь осязаемым.
Рецензия:
Для начала разберемся с ярлыками. Act of War - незамутненный оригинальными мыслями клон Command & Conquer: Generals, вплоть до знакомого интерфейса и приятного женского голоса, объявляющего о появлении новой толпы врагов. Копирование чужих идей - дурная привычка, однако нельзя не признать: в Eugen Systems трудятся на удивление прилежные переписчики.
Russkie Business

Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц
256 Мб памяти
3D-ускоритель с 64 Мб памяти
6 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.5 ГГц
512 Мб памяти
3D-ускоритель со 128 Мб памяти
6 Гб на винчестере
У "Генералов" было всё, кроме сюжета. Щелкая миссии, старожилы с тоской вспоминали харизматичного Кейна, научно-популярные фильмы о вреде тибериума и жуткую сцену отравления товарища Сталина чаем. Эпоха полноэкранного видео закончилась в день закрытия Westwood Pacific, уступив место заставкам "на движке".

Eugen Systems еще далеко до колдунов из Лас-Вегаса, но они стараются. Раз уж делать лихой боевик о войне XXI века, то на широкую ногу. В консультанты взяли Дейла Брауна (Dale Brown), подрабатывающего на той же ниве, что и маэстро Клэнси (Tom Clancy), а для съемок кино подрядили студию SWAT Films, где засел как минимум один будущий Уве Болл (Uwe Boll).

Сторилайн Act of War, как и положено настоящему технотриллеру, являет новые глубины маразма в тот момент, когда вы думаете, что у сценаристов уже иссякли запасы дурман-травы. На мосту "Золотые ворота" образовалась серьезная пробка - это военная техника, доставленная злодеями в Сан-Франциско по морю, прорывается в город. Русский нефтяной магнат угрожает взорвать планету, бряцая ядерным оружием, захваченным где-то в районе Вологды. Среди египетских пирамид шныряют танки-невидимки, пехотинцы в экзоскелетах и миниатюрные разведывательные устройства. Орбитальные спутники с вирусом эбола, нанотехнологии за гранью фантастики, вереница бомбардировщиков над Вашингтоном…

В общем, форменный трэш категории "Ё". Актеры, понимающие, для чего их пригласили, дружно переигрывают, всячески потешаясь над пафосным сценарием. Знакомьтесь: обаятельная радистка, отважный командир с небритым волевым подбородком и скользкий отечественный олигарх. Для полной коллекции штампов не хватает арабских террористов с бешеными глазами. Снят капустник весьма достойно, а вот на спецэффекты денег не хватило - самые интересные эпизоды изготовлены на движке.

Количество вставок на час геймплея бьет все рекорды. Они перебивают прохождение миссии едва ли не чаще, чем реклама - показ свежего блокбастера на ОРТ, угрожая превратить игру в интерактивное приложение к роликам. На такое сравнение наталкивает и меню выбора "глав", сделанное в стиле DVD-изданий фильмов.
America, f*** yeah!

Ассортимент противоборствующих сторон удивляет. В стремлении уйти от Китая и Ближнего Востока авторы создали целых две Америки. Первая - обычная армия США, полагающаяся на традиционные средства. Ей противостоит российский Консорциум, в чьем распоряжении, помимо Т80, Ми-35, "Тунгусок" и БТРов, есть электромагнитные пушки, немыслимые "стелс"-разработки и смертоносная космическая платформа.

Оба лагеря питаются нефтью и электричеством. Кроме того, Act of War щедро вознаграждает захват солдат чужой армии. Раненые или испуганные бойцы (к их числу относятся и сбитые летчики) терпеливо сидят на месте, если поблизости рыскают вражеские пехотинцы. Если же "берег чист", они смогут вернуться домой.

Давить или расстреливать их не стоит - 10 пленников, запертых в специальной пристройке, ежеминутно дают до 500 долларов (плюс единовременный бонус за поимку "языка"!). Конечно, груженный "черным золотом" тягач привозит гораздо больший "улов", но месторождения выдыхаются в самый неподходящий момент.

Сторона номер три (или Америка номер два) - ударная группа "Task Force Talon", оснащенная по последнему слову военной науки. Ей не нужна электроэнергия, а самолеты-шпионы и танки прекрасно обходятся без пилотов. Расплата за хай-тек - отсутствие по-настоящему сильных юнитов (бронированные вояки из серии S.H.I.E.L.D. крутые лишь на первый взгляд) и кусачие цены.

Кампания, кстати, всего одна. Без малого двадцать миссий кряду мы гоняем вредного миллионера по странам и континентам, переключаясь между "Когтями" и регулярными частями американской армии. "Плохиши" получили шиш с маслом - угробив немало денег на озвучку и видео, Atari не рискнула удвоить бюджет проекта.
2easy

Act of War довела до ума идею с взятием зданий, впервые появившуюся в Red Alert 2, - засевшие в доме автоматчики при необходимости самостоятельно перебегают к соседней стене, меняя угол обзора, а на крышах дежурят снайперы и народ с базуками. "Зачистка" жилого квартала, нашпигованного такими бригадами, - опасное и долгое дело.

Правда, компьютер почти не пользуется возможностью занять тактически выгодную высоту. Ветераны C&C: Generals могут смело выкручивать сложность на "Very Hard", иначе они умрут от безделья - настолько легко проходятся здешние миссии. ИИ, демонстрирующий острые зубы в "скирмише" и сетевых стычках, в "сингле" закован в скриптовый гипс. Задания разнообразные, банальное "Вынеси базу" встречается нечасто, и на том спасибо. Были бы агрессивные противники и мелодии в духе раннего Фрэнка Клепаки (Frank Klepacki) вместо однообразных напыщенных оркестровок - вышло бы приличное шоу.
Веселые картинки

Благо, визуальный ряд к тому располагает. Act of War - одна из немногих RTS, которые выдерживают пристальный осмотр вблизи. Графика - вот истинные честь, достоинство и совесть этой игры.

Помните сногсшибательные скриншоты, сопровождавшие первую новость с анонсом? Нас в кои-то веки не обманули. Придвиньте камеру к земле, и вы увидите покосившийся забор вокруг здания сельсовета, цветы близ прудика с симпатичной водой, чьи-то джинсы на бельевой веревке, развевающийся российский флаг и гранитную плиту с суровым напоминанием: "В.И. Ленин - создатель и организатор Красной Армии".

Все объекты щеголяют самозатенением - от громадной опоры ЛЭП до красных таксофонных будок в британской столице и полигональных ставен на окнах вологодской деревянной избы. Загляните в галерею, и вы поймете, что именно благодаря им мир Act of War выглядит столь осязаемым. Усиливают впечатление качественные текстуры, тонны художественно разбросанного мусора и тысячи разрушаемых мелочей.

Бой в городской черте спустя пару секунд превращается в выступление Ж.-М. Жарра. Улицы расцветают потрясающей красоты взрывами, здания разваливаются на куски, выплевывая стекло и бетонную крошку, а подбитый вертолет кувыркается в облаке горящего топлива, после чего падает на детскую площадку. Алое марево пожара и густой черный дым то и дело застилают экран, мешая управлять действиями подопечных, но это неудобство можно и стерпеть - красиво же!

А еще здесь хорошие кусты и деревья. Есть повод наполнить бокалы шампанским - наконец-то в RTS научились нормально рисовать внушительные лесные массивы! Ели, пальмы, липы и прочая зелень приносят практическую пользу - отряд пехотинцев, скрывшийся за стволами, становится невидимым для врага и получает двукратную прибавку к урону. Кучки таких "партизан", загодя окопавшиеся вокруг базы, попортят сопернику немало крови, прежде чем он сообразит загнать в чащу взвод "Паладинов".

Наконец, гвоздь программы... нет, вовсе не руины Белого Дома, хотя и они чертовски хороши, а сцены на Удомлинской (sic!) АЭС и нефтяном заводе в Египте. Огромные цистерны, змеиные клубки сверкающих труб и гигантские, с четверть экрана, системы фильтрации внушают благоговение размерами и обилием полигонов, затраченных на их лоснящиеся бока.

Но даже здесь, в царстве колоссов, авторы оставили место для тонких штрихов. Отбивая очередную атаку на энергоблок, я заметил небольшую постройку, до отказа набитую парой сотен возмутительно округлых бочек с ядерными отходами. Вроде ерунда, а приятно.

Техника и пехота особый трепет не вызывают - модели примерно такого качества были и в Generals, - но берут числом и соблюдением масштаба. Двадцать бойцов в экзоскелетах, дюжина "Команчей" и несколько отрядов коммандос - обычное явление в мультиплеерной битве. При этом в 1024х768 скорость прорисовки держится на высоком уровне (не считая редких моментов, когда движок подгружает отдельные фрагменты карты).

К работе камеры и C&C-образному интерфейсу претензий нет - кнопки разложены в лучших традициях известно чего, а панораму разрешено вращать. Еще бы приподнять "потолок", дабы тверские многоэтажки не царапали крышами по стеклу монитора…
Имитация - лучшая форма лести

Несмотря на вопиющую вторичность и нелепые попытки сделать из комедии технотриллер, Act of War - неплохое развлечение на несколько вечеров. Произведение Eugen Systems берет не умом, а внешностью. Не думайте дольше двух секунд над бредовым сюжетом, шустро шевелите "мышью" и шире откройте глаза. Массаж им не повредит.
PS. Игра классная кстати на 2-ух DVD.